Уникальные человеческие когнитивные способности могли развиться путем адаптации паттерна наследственной асимметрии.
[penci_related_posts title=”Вам также может быть интересно” number=”4″ style=”list” align=”none” displayby=”cat” orderby=”random”]
Согласно новым исследованиям, отпечатки мозга на костях черепа у обезьян и людей опровергают давнее представление о том, что характер асимметрии мозга у человека уникален.
Левая и правая части мозга участвуют в разных задачах. Эта функциональная латерализация и связанная с ней асимметрия мозга хорошо документированы у людей, но мало известно об асимметрии мозга у наших ближайших живых родственников, больших обезьян. Используя эндокасты (отпечатки мозга на костях черепа), ученые теперь бросают вызов давнему представлению о том, что характер асимметрии мозга у человека уникален.
Они обнаружили такую же асимметрию у шимпанзе, горилл и орангутанов. Тем не менее, люди были самыми изменчивыми в этой модели. Это говорит о том, что латерализованные, уникально человеческие когнитивные способности, такие как язык, развивались путем адаптации предположительно паттерна наследственной асимметрии.
Левая и правая части нашего мозга специализируются на некоторых когнитивных способностях. Например, у людей язык обрабатывается преимущественно в левом полушарии, а правая рука контролируется моторной корой в левом полушарии. Функциональная латерализация отражается морфологической асимметрией мозга. Левое и правое полушарие тонко различаются по анатомии мозга, распределению нервных клеток, их связности и нейрохимии.
Асимметрия формы внешнего мозга даже видна на эндокастах. У большинства людей есть комбинация более выступающей левой затылочной доли (расположенной в задней части мозга) с более выступающей правой лобной долей. Асимметрия мозга обычно интерпретируется как критическая для функции и познания человеческого мозга, поскольку она отражает функциональную латерализацию.
Тем не мение, сравнительные исследования среди приматов редки и неизвестно, какие аспекты асимметрии мозга действительно уникальны для человека. Основываясь на ранее доступных данных, ученые предположили, что многие аспекты асимметрии мозга развились только недавно, после разделения человеческой линии от линии наших ближайших живых родственников, шимпанзе.
В новой статье исследователи из Института эволюционной антропологии Макса Планка и Венского университета измерили величину и характер асимметрии формы эндокастов у людей и обезьян. «Большой мозг обезьяны редко доступен для исследования, но мы разработали методы извлечения данных об асимметрии мозга из черепов, к которым легче получить доступ», – говорит ведущий автор Саймон Нойбауэр.
Команда обнаружила, что величина асимметрии была примерно одинаковой у людей и крупных обезьян. Только шимпанзе были в среднем менее асимметричными чем люди, гориллы и орангутаны. Они также исследовали характер асимметрии и смогли продемонстрировать, что не только люди, но и шимпанзе, гориллы и орангутаны демонстрировали характер асимметрии, ранее описанный как типично человеческий: левая затылочная доля, правая лобная доля, а также правый височный полюс и правая доля мозжечка, выступающая больше их контралатеральных частей.
«Что нас еще больше удивило, – говорит Филипп Миттерокер, соавтор исследования – это то, что люди были наименее последовательны в этой асимметрии с большим количеством индивидуальных вариаций вокруг самой распространенной модели». Авторы интерпретируют это как признак повышенной функциональной и развивающей модуляции человеческого мозга. Например, дифференциальные проекции затылочной доли и мозжечка у людей менее коррелированы чем у приматов. Это открытие интересно, потому что мозжечок у людей претерпел драматические эволюционные изменения, и кажется, что тем самым была затронута и его асимметрия.
Обнаружение общей модели асимметрии меняет интерпретацию эволюции человеческого мозга. Эндокаст одного из наших ископаемых предков, который показывает эту асимметрию, больше не может быть истолкован как свидетельство специфической для человека функциональной латерализации мозга. Филипп Гунц, соавтор исследования, объясняет: «Эта общая схема асимметрии мозга сформировалась еще до возникновения человеческой линии. Кажется, что люди использовали эту морфологическую модель для установления функциональной латерализации мозга, связанной с типичным поведением человека».
Источник:
Институт эволюционной антропологии Макса Планка
Фото: © nerthuz / Adobe Stock