На Западе уже много лет существует такое явление, как наука неспециалистов. Энтузиасты объединяются в лаборатории и проводят исследования в различных областях — от простых наблюдений за живыми организмами до генной инженерии.
[penci_related_posts title=»Вам также может быть интересно» number=»4″ style=»list» align=»none» displayby=»cat» orderby=»random»]
В России обывательская наука была популярна в советское время, сейчас же процесс экспериментального познания окружающего мира в домашних условиях — большая редкость.
В США и Европе уже больше десяти лет активно развивается наука обычных людей, которые объединяются в спонтанно возникающие community labs. Участники этих сообществ занимаются исследованиями и пропагандируют идеи научного познания мира.
— Вот пример практической значимости в экологии: волонтеры помогают собирать данные о численности отдельных видов животных, птиц и рыб, дают советы по их сохранению, разрабатывают рекомендации по улучшению среды обитания, исследуют качество воздуха и воды. Это очень большой вклад в науку, — отметил доцент кафедры биоинженерии и биоинформатики волгоградского вуза Валерий Зайцев.
По его словам, в России таких лабораторий практически нет. Наша страна отстает от мира в этом плане лет на 15.
— У нас гражданские и лаборатории биохакинга встречаются только с поддержкой государства или каких‑нибудь организаций, чаще всего государственных вузов. Обычно они используют того же типа оборудование, что и профессиональные лаборатории. То есть развитие идет опять сверху, а не снизу, — рассказывает специалист.
Из-за этого скорость и эффективность распространения самого явления существенно ниже, чем на Западе, где существует и «обратное» движение. Так, многие зарубежные научные журналы все чаще публикуют работы, где исследования проводятся с помощью методов, основанных на принципах «самодеятельной науки». Например, вместо дорогих приборов используют обычные смартфоны.
Чтобы пробудить интерес молодежи к науке, в одном из волгоградских вузов Валерий Зайцев разработал курс «Клеточная биология и биоинформатика: DIY— и DIT-технологии» для обучения магистров-биологов.
На занятиях студентов в том числе учат превращать в лабораторное оборудование предметы обихода.
— Взаимодействие специалистов и неспециалистов очень важно, оно может существенно облегчить получение новых биологических данных и продвинуть науку вперед, — считает Зайцев.
Источник:
Рамблер
Фото: Shutterstock