Европейская комиссия представила в среду свою стратегию использования водорода в качестве одного из важнейших источников энергий при переходе на чистые технологии – он не выделяет при сгорании газов, способствующих изменению климата.
[penci_related_posts title=”Вам также может быть интересно” number=”4″ style=”list” align=”none” displayby=”cat” orderby=”random”]
Брюссель предлагает производить в Евросоюзе к 2024 году почти миллион тонн этого вещества, а к 2030 – 10 миллионов тонн. Законодательную базу для этого разрабатывает либеральный евродепутат из Австрии: «Нам нужно чёткое определить, что следует считать возобновляемым зелёным водородом, а что нет, – сказала Клаудиа Гамон. – Водород считается зелёным, если он используется для декарбонизации, то сокращения выбросов углекислого газа в энергоёмких отраслях или для замены углерода, например, при производстве стали. Водороду не будет альтернативы при строительстве зелёной экономики, поэтому нужно знать, насколько зелёным является водород».
Водород может быть получен из воды с использованием энергии из возобновляемых источников энергии или ископаемых.
Активист экологической организации «Друзья Земли Европа» обеспокоена тем, что Брюссель создаёт Европейский альянс за чистый водород с участием нефтяных и газовых компаний:
«Некоторые из компаний, приглашённых в этот альянс, носят самые громкие имена в индустрии ископаемого топлива, например, Shell и Snam, – говорит Тара Коннолли. – Они не заинтересованы в производстве водорода с помощью возобновляемой электроэнергии. Они заинтересованы в том, чтобы Европа продолжала сжигать ископаемое топливо, в том числе при производстве водорода, который в таком случае сам будет способствовать изменению климата как ископаемое топливо, только под другим названием”.
Брюссель избирает кратчайший путь к использованию водородного потенциала не только в экологических, но и технологических, финансовых и промышленных целях.
Компания IndexBox только что опубликовала новый отчет: “EU – Hydrogen – Market Analysis, Forecast, Size, Trends And Insights”. Ниже представлено краткое изложение основных выводов отчета. Рынок водорода в ЕС заметно вырос до 1,5 млрд долл. США в 2019 году, увеличившись на 5,3% по сравнению с предыдущим годом. Этот показатель отражает общую выручку производителей и импортеров (исключая затраты на логистику внутри страны-потребителя, расходы на маркетинг, таможенные пошлины и косвенные налоги, которые будут включены в конечную потребительскую цену).
Объем рынка достиг пика в 2,1 млрд долларов в 2011 году; однако с 2012 по 2019 год потребление оставалось на несколько более низком уровне. Потребление по странам Странами с наибольшими объемами потребления водорода в 2019 году были Германия (2,4 млрд кубометров), Нидерланды (2 млрд кубометров) и Испания (1,3 млрд кубометров), на долю которых пришлось 67% общего потребления. Франция, Финляндия, Венгрия и Италия несколько отстают от лидеров по объему потребления, в совокупности занимая долю в 26%.
С 2007 по 2019 год наиболее заметные темпы роста потребления водорода среди ведущих стран-потребителей отмечаются в Финляндии, в то время как потребление в других странах-лидерах демонстрировало более скромные темпы роста.В стоимостном выражении Франция (269 млн долл. США), Германия (240 млн долл. США) и Нидерланды (231 млн долл. США) оказались странами с наибольшими объемам рынка в 2019 году, что в совокупности составило 50% рынка. За этими странами последовали Испания, Финляндия, Италия и Венгрия, на которые вместе приходилось еще 28%.
Странами с самым высоким уровнем потребления водорода на душу населения в 2019 году были Нидерланды (116 кубометров на человека), Финляндия (74 кубометра на человека) и Венгрия (34 кубометра на человека). Прогноз рынка до 2030 года Ожидается, что в результате увеличения спроса на водород в Европейском Союзе рынок продолжит тенденцию к росту в течение следующего десятилетия.
Прогнозируется, что прирост объема рынка замедлится до в среднем 1,1% в год за период с 2019 по 2030 год, что приведет к увеличению объема рынка до 9,7 млрд кубометров к концу 2030 года. Производство в ЕС В 2019 году объем производства водорода в Европейском союзе составил 8,2 млрд кубометров, увеличившись на 3,2% по сравнению с предыдущим годом. Общий объем производства увеличивался в среднем на 2,2% в год за период с 2007 по 2019 год; общая тенденция к росту оставалась в целом стабильной, хотя в отдельные годы и наблюдались заметные колебания.
Объем производства достиг максимума в 8,3 млрд кубометров в 2017 году, но в 2018-2019 годах производство несколько снизилось. Производство по странам Странами с наибольшими объемами производства водорода в 2019 году были Германия (2,4 млрд кубометров), Нидерланды (2 млрд кубометров) и Испания (1,3 млрд кубометров), на которые пришлось 69% общего объема производства. За этими странами последовали Франция, Финляндия, Венгрия и Италия, на которые вместе приходилось еще 26%.С 2007 по 2019 год наиболее заметные темпы роста производства водорода среди ключевых стран-производителей были достигнуты Финляндией, в то время как производство водорода в других странах-лидерах демонстрировало более скромные темпы роста.
Импорт в ЕС В 2019 году совокупный импорт водорода в странах ЕС вырос до 354 млн кубометров, увеличившись на 19% по сравнению с предыдущим годом. В целом импорт в течение рассматриваемого периода продолжал расти и по итогам 2019 года оказался значительно выше уровня десятилетней давности. Более того, объем импорта достиг максимума в 2019 году и, как ожидается, сохранит рост в ближайшем будущем. В стоимостном выражении импорт водорода в 2019 году вырос до 97 миллионов долларов.
Импорт по странам В структуре импорта водорода преобладает Бельгия с объемом импорта 258 млн кубометров, что составило около 73% от общего объема импорта в 2019 году. За ней последовала Франция (25 млн кубометров), на долю которой пришлось 7,1% от общего объема импорта. Кроме этих стран, Люксембург (16 млн кубометров), Германия (15 млн кубометров), Нидерланды (11 млн кубометров), Австрия (9,8 млн кубометров) и Великобритания (6,1 млн кубометров) также являются странами с заметными объемами импорта.
Бельгия также была самой быстрорастущей страной в отношении импорта водорода, со среднегодовым темпом прироста в 12,2% с 2007 по 2019 год. В то же время, Люксембург (10,4%), Австрия (5,1%), Германия (3,7% ) и Великобритания (1,6%) также продемонстрировали положительные темпы прироста. Франция (-2,2%) и Нидерланды (-17,1%), напротив, продемонстрировали тенденцию к снижению импорта за тот же период.
В стоимостном выражении Бельгия (61 млн долл. США) является крупнейшим рынком для импортируемого водорода в Европейском союзе с долей 63% от общего объема импорта. Вторую позицию в рейтинге заняла Франция (8,5 млн долл.) с долей 8,8%, а за ним последовала Германия с долей 6,5%.С 2007 по 2019 год среднегодовой темп прироста стоимостного объема импорта в Бельгии составил 2,5%. В остальных странах-импортерах были зафиксированы следующие среднегодовые темпы прироста импорта: Франция (-7,6% в год) и Германия (1,6% в год).
Средние импортные цены по странам Средняя импортная цена на водород в Европейском Союзе в 2019 году составила 0,3 доллара за кубометр, оставаясь стабильной по сравнению с предыдущим годом. За последнее десятилетие импортная цена заметно снизилась, наиболее заметное падение отмечалось в 2015-2016 гг., что было обусловлено мировым снижением цен на нефть и другие сырьевые товары.
Цены заметно варьировались в зависимости от страны назначения; страной с самой высокой ценой были Нидерланды (0,4 доллара за кубометр), в то время как цена для Бельгии (0,2 доллара за кубометр) была одной из самых низких.В период с 2007 по 2019 год наиболее заметные темпы роста цен были достигнуты Нидерландами, в то время как другие лидеры испытывали разнонаправленные тенденции в динамике импортных цен.
На прошедшей неделе интерес инвесторов был направлен на акции водородных компаний. На хайпе акций компаний Nikola, все компании, которые так или иначе связаны с водородом, на минувшей неделе показали впечатляющий рост.
Американская компания Nikola Motor разрабатывает грузовик на водородном топливе, который будут использовать на европейском рынке. Компания уже выпустила две модели грузовиков. Ожидается, что серийное производство «европейского» водородного грузовика запустят в 2022-2023 годах. Компания Тревора Милтона, правда, уже имеет, согласно ее собственным данным, портфель заказов на 14 000 грузовиков, что должно обеспечить ей до 2028 года выручку в 10 миллиардов долларов. Один из будущих клиентов – пивной гигант Anheuser Busch, намеренный приобрести сразу 800 водородных грузовиков.
Но идея Nikola Motor – это не новинка на рынке. Никола – не первая компания, которая пытается продать грузовик, работающий на водороде. Двадцать лет назад водородные топливные элементы рассматривались как экологически чистый источник энергии для транспортных средств с огромным потенциалом.
В 2007 году BMW выпустила партию из ста автомобилей Hydrogen 7, способных работать как на бензине, так и на водороде. А в 2013 году Toyota встряхнула автомобильный мир, представив модель Mirai на водородных топливных элементах. Уникальность ситуации была в том, что Toyota Mirai была не концепт-каром, а готовым к серийному производству автомобилем, продажи которого начались уже год спустя. Весной 2019 года компания Toyota презентовала созданный совместно с Kenworth Truck грузовик FCET.
Также на рынке представлены следующие модели легковых автомобилей на водороде: Hyundai NEXO, Mercedes-Benz GLC, Honda Clarity, Hyundai ix35.
10 июня 2020 Правительство ФРГ утвердило давно готовившуюся “Национальную водородную стратегию” объемом в 9 млрд евро. Германия берет курс на водородную экономику, в основе которой будет “зеленый” H2.
При этом в Германии, в отличие от азиатских стран, исходят из того, что на H2 скорее будут ездить не легковые машины, а тяжелые грузовики и автобусы. Именно их продажи и будут целенаправленно субсидироваться.
Ведущая китайская нефтехимическая корпорация Sinopec предложила центральному правительству КНР ускорить процесс внедрения водородных технологий в транспортной отрасли по всей стране.
Как видно из вышесказанного, отрасль развивается достаточно давно. И похоже, что останавливаться на достигнутом не собирается. Но нас больше заинтересовали компании, которые остаются в тени громких брендов, те, кто занимается именно разработкой топливных элементов на базе водорода.
Один из лидеров по производству топливных ячеек – канадская Ballard Power Systems, делающая пилотный проект для китайского Министерства транспорта. Компания была основана в 1979 году. Топливные элементы Ballard Power устанавливаются на автобусы Mercedes-Benz Citaro, автомобили Ford, автомобили DaimlerChrysler, складские погрузчики.
Капитализация компании $4,227 млрд. Выручка компании за 2019 год равнялась $114,30 млн, убытки – $40,50 млн. Убыток на акцию равен -0,17. При этом продажи за последний квартал увеличились на 50%. Акции Ballard Power Systems выросли до 17-летнего максимума после того, как компания 2 июля объявила о заказе в размере 7,7 млн долларов из Китая. Экономические показатели по Ballard Power выглядят более позитивно, чем у её конкурента Plug Power. Отношение притока денежных средств к сумме обязательств (cash-to-debt) равно 10,31 при среднем показателе по отрасли в 0,91. Это говорит о том, что компания генерирует большой денежный поток, а сумма долгов компании незначительна.
По техническим параметрам компания Ballard Power находится в растущем тренде. На 30.03.2020 года акционерами данной компании являются: Morgan Stanley, Two Sigma Advisers, LP, Marshall Wace LLP, Invesco Ltd, Herald Investment Management Ltd и др.
Компания включена в следующие ETF-фонды: Invesco WilderHill Clean Energy ETF, ALPS Clean Energy, First Trust Clean Edge® Green Energy Index Fund, iShares Core MSCI Total International Stock ETF и другие.
Компания Plug Power была основана в 1997 году. Компания стала публичной в 2002 году. Вилочные автопогрузчики были их первым жизнеспособным продуктом на рынке. Клиентами компании являются: Nike, BMW, Walmart, Home Depot, Amazon.com. В феврале 2017 года компания объявила о первых поставках своих двигателей на топливных элементах ProGen, предназначенных для электрических транспортных средств. В апреле 2017 года Amazon приобрела более 50 миллионов обыкновенных акций Plug Power и заключила соглашение об использовании водородных технологий на своих складах.
В феврале 2020 года компания представила двигатели с топливными элементами Progen мощностью 125 кВт для грузовых автомобилей и внедорожной техники для тяжелых условий эксплуатации. Капитализация компании $3,023 млрд. Несмотря на продажи в $252,50 млн, компания находится в убытке – $89,10 млн. Убыток на акцию за 2019 год равнялся -$0,34. По всем экономическим показателям компания является малоперспективной: растёт сумма задолженностей, компания долгий период не дает положительных денежных потоков. Но при этом продажи компании за последние 5 лет увеличились на 29,10%. По техническим показателям компаниям находится в растущем тренде.
Вопросом “стоит ли приобретать акции Plug Power?” задаются многие инвесторы. То, что отрасль является перспективной – это безусловно, но тут присутствуют и высокие риски. Использование топливных элементов может стать конкурентоспособным, однако скептики склонны считать, что для этого могут потребоваться годы. Водородная энергетика будет развиваться даже при отсутствии прорыва в автомобильной отрасли. Согласно прогнозу Markets&Markets, объем мирового производства водорода, который сейчас составляет $115 млрд, к 2022 году вырастет до $154 млрд.
Снижение стоимости производства килограмма «зелёного водорода» тоже является важнейшим пунктом в масштабном принятии его как топлива. Организация Hydrogen Council, представляющая интересы отрасли, подсчитала, что для того, чтобы водород мог встать в ряд с другими альтернативными экологическими видами топлива, до 2030 необходимо вложить около $70 млрд в производственные мощности, станции заправки и сети дистрибуции.
Менее известные компании в данной отрасли: норвежская компания Nel ASA, один из её крупных проектов запланирован в партнерстве как раз с американской стартап-компанией Nikola Motor; FuelCell Energy Inc управляет крупнейшим в мире парком топливных элементов Gyeonggi Green Energy, который находится в Южной Корее.
Источники: euronews.com, investing.com, indexbox.ru
Фото: Shutterstock