Сомали, одна из нескольких африканских стран, сильно пострадавших от огромного скопления саранчи, планирует бороться с ними с помощью гриба, что будет самым большим применением биопестицидов против этих насекомых.
«Широкомасштабное использование для контроля вторжения в пустынную саранчу было бы первым», — говорит Мишель Лекок, бывший энтомолог, работавший над борьбой с саранчой во Французском сельскохозяйственном исследовательском центре международного развития. «В случае успеха это будет большой шаг вперед».
[penci_related_posts title=»Вам также может быть интересно» number=»4″ style=»list» align=»none» displayby=»cat» orderby=»random»]
Этот момент имеет решающее значение, потому что следующее поколение саранчи сейчас созревает и может опустошить посевы, посаженные в конце марта. «У нас есть небольшая возможность действовать», — заявил на брифинге в Нью-Йорке директор по чрезвычайным ситуациям Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) Доминик Бурген.
Грибковый биопестицид будет использоваться в самом большом масштабе
В последние месяцы Сомали был захвачен пустынной саранчой, которая потребляла продовольственные культуры и пастбища. Для Кении это худшее заражение за 70 лет. Один рой там был оценен в 100-200 миллиардов саранчи, мародерствуя через 2400 квадратных километров.
На этой неделе ФАО вновь предупредила, что насекомые представляют серьезный гуманитарный риск, поскольку почти 10 миллионов человек в пострадавшем районе уже испытывают нехватку продовольствия из-за недавних наводнений и засух. «Мы просто не можем допустить еще одного серьезного шока», — заявил на брифинге заместитель генерального секретаря Организации Объединенных Наций по гуманитарным вопросам и координатор чрезвычайной помощи Марк Лоукок. «Время уходит.»
Несколько факторов вызвали массовую вспышку. В мае 2018 года циклон обрушился на пустынный «пустой квартал» Омана, Йемена и Саудовской Аравии. После необычного дождя растительность процветала и сытая саранча увеличила свою популяцию в 400 раз за 6 месяцев. Обычно население сокращается, когда растения умирают после того, как пустыня снова высыхает и своевременные усилия по контролю могут предотвратить рост населения.
В этом случае, однако, второй циклон ударил в октябре 2018 года, и популяция продолжала увеличиваться — примерно в 8000 раз к марту 2019 года. Саранча направилась в южный Иран, пересекая территорию, которая не видела насекомых в течение 50 лет и переехал на восток в Индию и Пакистан. Прошлым летом многие улетели на юг с преобладающими ветрами в Йемен, где гражданская война предотвратила любое распыление пестицидов. Рой перебрался в Эфиопию и Сомали в октябре 2019 года.
Усугубляя проблему, еще один циклон неожиданно обрушился на Сомали в декабре 2019 года, и последовало еще большее размножение. К концу месяца растущие стаи проникли в Кению. Они достигли Уганды и Танзании в последние несколько дней.
Борьба с крупными саранчовыми стаями является сложной задачей и требует применения быстродействующих химических пестицидов, распыляемых с самолетов. Эфиопия и Кения в настоящее время распыляют эти химические вещества. Хотя пестициды разрушаются в течение 1 дня, деревни должны быть предупреждены о временном перемещении скота.
В Сомали, которая имеет большие пастбища, ФАО вместо этого помогает стране использовать биопестициды. Они состоят из спор гриба Metarhizium acridum , который производит токсин, который убивает только саранчу и связанных с ней кузнечиков. Со времени последней крупной вспышки саранчи в Африке, в 2003–2005 годах, исследователи смогли сделать биопестицид более дешевым, более эффективным, более продолжительным в пустыне и более простым в хранении.
«Нам действительно повезло, что теперь у нас есть очень эффективный продукт», — сказал Кайт Крессман, специалист по прогнозированию саранчи ФАО, в интервью Science Insider. Однако по сравнению с химическими веществами биопестициду требуется больше времени, чтобы убить саранчу, поэтому он более полезен, прежде чем бункерные полосы молодых саранчи начали летать.
Такие биопестициды ранее использовались в нескольких странах для ликвидации вспышек саранчи. В последние 3 года Китай применял биопестициды на более чем 48 000 гектаров в год, говорит Лонг Чжан из Китайского сельскохозяйственного университета. По его словам, главная проблема — найти группы молодых саранчовых и нанести им достаточно биопестицидов. «Если доза слишком мала, потребуется много времени, чтобы убить саранчу», — говорит он. Исследователи в Китае выбирают штаммы для большей вирулентности, но они все еще требуют, чтобы саранча подверглась воздействию в течение нескольких дней дольше, чем при использовании химических пестицидов.
На прошлой неделе Крессман и другие представители ФАО провели несколько дней в Сомали, обсуждая планы с правительством. Чтобы помочь определить местонахождение и опрыскивать саранчу, ФАО нанимает технических консультантов из стран Западной Африки, имеющих опыт борьбы со вспышками. Они также привезут с собой опрыскиватели для туристов и более крупное оборудование, которое можно установить на транспортные средства и самолеты.
ФАО заказала 4 тонны биопестицида Metarhizium, что достаточно для обработки около 80 000 гектаров. Финансирование в основном поступает из чрезвычайных резервов ФАО, и срочно необходимы дополнительные средства. До настоящего времени доноры выделили около 28% необходимых 76 миллионов долларов.

Эрик Стокстад
журналист в Science, освещает экологические проблемы